Письма Е.И. Рерих. "Нужно утвердить Знамя Культуры. Люди должны проникнуться значением ценностей творчества духа и научиться почитать каждое проявление его. Носители творческого Огня станут истинными сокровищами государств".
Проблема сохранения всемирного культурного наследия и осознание его как определяющего фактора развития общества является одним из глобальных вызовов человечеству в XXI столетии. Безвозвратная утрата культурных ценностей научных и художественных учреждений происходила и происходит как в мирное время, так и в случаях вооруженных конфликтов.
Сама идея международной правовой защиты культурных ценностей и институтов возникла во второй половине XIX столетия. Первым международно-правовым актом, имеющим косвенное отношение к этой идее, стала Женевская конвенция от 22 августа 1864 года, известная под названием «Конвенция Красного Креста». Впрямую идея защиты научно-культурных учреждений и институтов впервые выражена в Заключительном акте Берлинской конференции от 25 февраля 1885 года. Дальнейшее развитие этой идеи последовало с принятием актов Первой (в 1899 году) и Второй (в 1907 году) Гаагских мирных конференций. Инициатива созыва первой международной конференции по предотвращению войн и мирному урегулированию споров принадлежит российскому императору Николаю II в его манифесте от 24 августа 1898 года.
В дипломатической ноте к правительствам стран мира, врученной министром иностранных дел России М.Н. Муравьевым всем аккредитованным в Санкт-Петербурге иностранным дипломатическим представителям, прозвучал призыв к изысканию «на путях международной дискуссии наиболее действенных средств к тому, чтобы обеспечить всем народам блага действительного и прочного мира и прежде всего – положить конец прогрессирующему развитию вооружений». Несмотря на различное отношение правительств к этим идеям, от участия в конференции ни одно из них не отказалось. Конференция уполномоченных представителей 26 государств, проходила в Гааге (Голландия) с 18 мая по 29 июня 1899 года.
Идея специального международного договора о защите памятников и учреждений культуры исходила также из России, ее выдвинул в своем докладе в Русском архитектурном обществе известный художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих после экспедиции в 1903-1904 годах по древнерусским городам. После начала Первой мировой войны Н.К. Рерих обратился к правительству России и политическим деятелям ряда стран с обращением против варварских разрушений памятников культуры. Осуждая войну и разрушение культурных ценностей, он создал плакат «Враг рода человеческого» и написал картину «Зарево». В 1915 году Н. Рерих обратился к российскому императору Николаю II, великому князю Николаю Николаевичу и к высокопоставленным политическим деятелям ряда стран с призывом обеспечить международно-правовую защиту культурных ценностей. Но осуществлению замыслов помешала Первая мировая война. На тернистом пути становления международной системы охраны всемирного культурного наследия особое эволюционное и духовное значение занимает Пакт Рериха. Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной республики американского континента. Этот документ получил известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха. Президент США Франклин Рузвельт в речи на церемонии подписания Пакта Рериха в Белом доме сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте». Подписанию Пакта предшествовала кропотливая подготовительная работа, длившаяся несколько лет. После завершения своей Центрально-Азиатской экспедиции в 1929 году Н.К. Рерих в сотрудничестве с рядом европейских юристов подготовил и опубликовал проект Пакта о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Деятельность Н.К. Рериха нашла широкую поддержку прогрессивной общественности. Он был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию мира 1929 года. В 1930 году проект Пакта Рериха был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, одобрен и передан ею на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества. В 1931 году в бельгийском городе Брюгге был организован Международный союз «За Пакт Рериха», и в сентябре того же года проведена его Первая международная конференция. В августе 1932 года в Брюгге состоялась Вторая конференция Пакта Рериха, которая приняла решение обратиться ко всем странам с призывом содействовать проведению в жизнь Пакта Рериха. Третья международная конференция, состоявшаяся в 1933 году в Вашингтоне, рекомендовала подписание Пакта Рериха правительствами всех стран. Впоследствии проект Рериха получил поддержку видных мыслителей и общественных деятелей того времени. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом. Вместе с Пактом Н.К. Рерих предложил отличительный знак для идентификации объектов охраны – Знамя Мира: белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Элементы этого знака изображены на многих памятниках культуры различных эпох и регионов Земли и встречаются на протяжении тысячелетий истории человечества. Н.К. Рерих писал о знаке Знамя Мира: «Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Другим ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру». Предложенный Рерихом для идентификации объектов охраны отличительный знак Знамя Мира утвержден в рамках самого Пакта.
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. Однако под названием Пакт Рериха в более широком смысле подразумевается не только этот конкретный договор, но и весь проект по защите культурных ценностей, предложенный Н.К. Рерихом в 1929 году. Принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. Историческое значение идей Пакта состоит в том, что они явились основой для последующего становления культуры мира и международного сотрудничества.
Из письма Е.И. Рерих, 2 сентября 1946 г.
Знамя Мира, или Знамя Культуры, было дано в 1931 году, ибо в нем содержатся все устои Культуры. Именно в предвидении надвигающихся войн и новых разрушений и разложения поднималось Знамя Мира. При этом было Сказано: «… под этим знаком объединятся Красота, Знание и Искусство и все народы. Только высшие меры приложимы к Знамени». «Великое Провозвестие нужно понять как ступень к Новому Миру». Знамя Мира есть Знамя Нового Мира. Знамя Мира, как маяк в бурю и посев Культуры, как противоядие против неистовства и безумства ненависти творимых. Наступит время, когда Знамя будет развеваться над всеми государственными учреждениями, посвященными Просвещению и Красоте. А пока что будем собирать лучшие мысли около этого Знамени Культуры и покроем им все наши начинания. Пусть приходящие привыкают не только видеть, но и слышать о Знамени Мира и запоминают те великие основы, которые оно возглавляет. Великое никогда не входило в мир при фанфарах и ликованиях, но всегда в трудах и страданиях, при осмеянии невежеством. Но мы должны <…> до принятия и утверждения Культуры во главу нового Строительства. Сознание масс поднимется на новую ступень и поймет, что страны не могут жить и развиваться, утратив понимание истинной Культуры. Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому саморазрушение и самоистребление неминуемо. <…> Самые закоренелые реалисты подпадают под власть Красоты и прежде всего ищут ее, об этом свидетельствуют их увлечения театром, танцами, музыкой и литературой. Глумятся над Идеалами, но сами тянутся к Красоте, не сознавая, что Красота ближе всего стоит к Идеалу. Все чаще произносят слово Культура, но Культура есть стремление к утончению, к Красоте, к совершенствованию; и сам процесс совершенствования не есть ли стремление к Идеалу?
***
Грани Агни Йоги. 1955г. Нужны преданные работники на ниве господней, а их так мало. И не подготовить их в одночасье: нужны тысячелетия совместной работы. Отсюда особая ценность каждого, могущего давать. Самая трудная раздача – даров духа. Их надо иметь, прежде чем раздать, и надо накопить, прежде чем иметь. Собирайте для раздачи: другой цели нет. Все для других во имя эволюции духа. Отдача не всегда должна быть видимой или словесной: излучение ауры постоянно насыщает ауры людей и пространство невидимо, неслышно и яро. Все насыщают, но чем и как? Серые люди удушья творят, порождающие ночные кошмары. Среди смрадных излучений темных и серых аур мало излучающих свет. Сущность светлого Служения заключается в энергиях, исходящих из микрокосма человеческого в окружающие сферы и поляризующих. их соответственно. Место, насыщенное постоянным дыханием излучений, кристаллизовавшихся в нем, Называем Ашрамом. Очагами спасения можно назвать их. Они имеют большое пространственное значение. Действуют по принципу магнетизма, постоянно преображая все, что вокруг. Святые места имеют тоже свето-психо-химическое значение. Когда растущая Индивидуальность порождает луч, явление трансмутации окружающего усиливается. Луч может действовать на далекое расстояние. Потому утверждение самоисходящих лучей имеет особо важное пространственное значение. Три луча Утверждаю для Служения, которое с утверждением их становится великим. Не следует понимать Служение как хождение и проповедь: самое великое и значительное всегда совершается в молчании. Молчаливым Служением Зовем Служение достигших ступени Архата, утвердившего три, когда известный отрезок пути надо пройти молча. Время всему, и всему урочный час, но Служение не прерывается ничем и возможно во всяких условиях: в одиночестве и на людях, среди уединенных гор и в городе, в молчании или словом. Служение творимое не всем видимо и явно, но Видит Учитель. Лишь незнающие и непонявшие могут отговариваться трудностью или невозможностью плотных условий, знающий улыбнется отговоркам невежества и пойдет своим одиноким путем подвига. Нет препятствий, могущих преградить путь Света, ибо он незрим и проникает всюду. Тьма Свету не препятствие, ибо исчезает под его лучами. Она сильна лишь тогда, когда колеблется и тухнет пламя духа. И тогда она побеждает. Но три луча утвержденных – как таран против наступающей тьмы, которая самоуничтожается только при одном приближении к носителю их. Потому прежде всего – утверждение Света в себе. Свет утвердившие, Я вам Помощник, и Друг, и Заступник, и Отец. Вы Мне нужны, нужнее нужного. Осознайте значимость свою в деле Служения Свету.
***
Грани Агни Йоги. 1953г. 139. ...Знамя Мира поднимается Нами во имя культуры и знания. Соединение трех сфер, или трех миров, в их невидимых и видимых аспектах должно произойти в сознании человека. Призыв звучит под Знаменем Света собраться всем, в ком не заросла ячейка духа, кто пойдет под Знаменем Владык, кто устремится к Свету. Люди, вас Зовем, дух позабывших, под Знамя Культуры. Космические сроки, вами отрицаемые, наступили. Пробил Час. Открываются двери Храма Познания, придите все, кто готов. Каждому пришедшему Скажем: «Если ныне не знаешь, то будешь знать». Ибо незнание - смерть духа. А Мы Зовем к Знанию. Свет Знания Утверждаем. Учение Жизни Даём.
Грани Агни Йоги. 1953г. 625. (Дек. 19). Гуру – Строитель. Посланником Света его Назовем, миру принесшим весть Иерархии, Евангелие Нового царства, Нового Мира, Новой Эпохи. Евангелие Огненное, или Евангелие Огня, провозвестил он миру, и в этом смысл его посланничества. На сломе старого мира, когда было ещё совсем темно, встал он, подобно столбу огненному, на распутье мировых дорог, и великое понятие Огня Йоги пронесли по Земле от края до края, впервые обращенное ко всем людям. Он заложил руками своими основание для утверждения преображения планеты, сочетав знание астрологического момента Земли с провозвестием нового Учения Жизни. Деятельность его всепланетна, и все народы Земли объял он мыслью своей. Можно ли представить себе, какую чудовищную волну противодействия, тупости людской, косности, невежества и мрака пришлось ему преодолеть, чтобы заставить зазвучать не только отдельных людей, но и целые страны, и даже глав их на призыв, утверждающий Знамя Мира, Знамя Владык. И в начале Эпохи Матери Мира он открыто, на весь мир, среди современной механической и бездушной цивилизации произнес великое понятие Матери Мира. Из глубин Азии, из самого сердца ее, он взял и дал миру могучий образ Твердыни Света, запечатлев её на полотнах своих, дабы люди видели и знали, что там, в сердце Азии, существуют действительно и живут Великие Предстатели за человечество. О бытии Великого Братства повестил он миру явно, открыто, не боясь того, как встретит его провозвестие мир. И он победил чудовище невежества, ибо страны признали его, приняли его, и подписи двадцати одного государства запечатлели Пакт Мира. Огненные зерна начала Огненной Эпохи были заложены по всему свету, с тем, чтобы в должный момент, когда пробьет Час предуказанный, дать свои мощные огненные всходы. Строителю огненному, начало Нового Мира провозгласившему, принадлежит великая заслуга его первого утверждения. Лишь в веках поймет человечество глубочайшее историческое значение личности Гуру – Строителя и Посланника Иерархии. Иерархией и иерархически он назван Гуру. И, поистине, он является Учителем человечества, давшим людям ещё не понятые и не оцененные ими сокровища духа. Но время идет. Часы Эволюции отбивают ритм свой, и близятся, близятся сроки пробуждения человеческого. Неотвратима Эра Огня, и неотвратимо воскресение духа от тьмы невежества и отрицания. Новое Небо и Новую Землю утверждал Гуру как явление, эволюцией предназначенное, близкое и неотвратимое, как бег времени. Это он указал на великое значение Страны Новой в деле преображения планетного и коренного переустройства жизни народов. На сердце Новой Страны, им горячо любимой, указывал он как на силу, планету ведущую. Знаки благоденствия над Новой Страной. Проснулись народы. Ушли цари. Светило Матери Мира готово вспыхнуть на горизонте и залить своими сияющими Лучами малую Землю. Победа одержана. Князь тьмы поражен. Поле почти готово к посеву. Последнее очищение от ещё оставшихся узлов тьмы – и внезапно и ликующе Новая Эпоха, Строителем указанная, победно наступит.
Полезные статьи по теме:
Агни Йога о Знамени Мира. Стихопритчи.
Знамя Мира в Космосе. Культура жизни.
Знамя Мира. Защита Культурных ценностей.
О Символике Знамени Мира.
Картины с символами "Знамя Мира"
Агни Йога о Милосердии и Сострадании.
Главный раздел: война и Победа. О России.
Главный раздел: Мировая война. Правда о мире.
|