Консультации 

8 902-425-01-68

При копировании материала не забудьте сделать ссылку на сайт

vv-nikitin.ru

 Russian Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

ИНФОРМАЦИЯ О КУЛЬТУРЕ ЖИЗНИ


САМОПОЗНАНИЕ. САМОРАЗВИТИЕ. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. ВОСТОЧНЫЕ ПРАКТИКИ. КУЛЬТУРА РОССИИ: САМАРА. МОСКВА. ПЕНЗА. КУЗНЕЦК. АЛТАЙ.

 

 

Творчество автора сайта

 

Поэзия: Стихи о Культуре

ХУДОЖНИКИ МИРА

 

Картины-ИНДИЯ

Новости сайта

Жизнь человека. Образ жизни и здоровье. Личная жизнь и дети. Полезные Знания для жизни. Значение Творчества для жизни. Выбор жизненного пути.

  "Идеология, проводимая в Книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард...
подробнее...

Живая Этика про Солнечное сплетение. Центры (чакры) человека. Агни Йога. Влияние Космических энергий на здоровье. Опасность "пожара" центров. Мыслительная Йога.

Мыслительная Йога (Агни Йога) - когда самый согбенный поглядит в небо, тогда можно ждать радужной ленты с дальних Миров. Мыслительная Йога (Агни Йога...
подробнее...

ЗОВ. Листы Сада Мории. Живая Этика. Читать. Выдержки на разные темы. Новые Агнизнания. Красота Подвига. Владыка. Иерархия Света.

"Культура - Состояние Сознания". "Культура - Духотайна Сердца". "Культура - Планетарное Мышление". <В> Живая Этика. Зов. В лесу ищите Моих...
подробнее...

Д.С. Лихачев. "Самое большое". Письма о добром и прекрасном. Школьникам, студентам о том, как преумножить добро. В чём цель жизни? Учителям о Культуре жизни и воспитания.

  А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из мно...
подробнее...

О Подвиге и героизме. Агни Йога. Современная живопись Самарского художника-космиста. Притча о смысле и мудрости жизни на Общее Благо. Духосердцезнания.

  О картине <...Ура! Победа!...> из книги "Свет в тебе".   Записи Учения Ж.Э. 3 том. Запомните значение драгоценной печати. Сферы Вечной ж...
подробнее...

Огнежизнь святого Георгия Победоносца. Краткая биография (житие) для детей, школьников. Цитаты про Подвиг. Стихопритчи (стихи) о Победе. Материал ко дню Победы 9 мая. Георгиевская лента как символ храбрости и мужества.

"Подвиг - за свою земную жизнь научиться светиться Сердечным Светом, как солнце сиять в добрых намерениях во благо человечества". <В> 6...
подробнее...

Как сформировать у детей Культуру чтения? Роль книги в жизни человека. Всероссийский День библиотекаря 2021.

27 мая - общероссийский День библиотек. Как воспитать любовь к чтению? Материал для учителей и библиотекарей к классному часу о книге. Учи...
подробнее...

АУРА человека.

 

Свет Цветов

Афиша сайта: Сотворчество. Огни Учения.

Наши Издания.

 

ЗАКАЗ КНИГ DVD

 

ВИДЕО путешествий

Аудиовидео книги

печатные книги

 

DVD фильм

Китай-рассказ


DVD фильм

Индия-рассказ


DVD фильм

Алтай-рассказ


DVD учебный фильм

Ушу и Цигун практика

 

DVD-аудио-стихи

Стихи Женщинам


Книга-стихи

Спаси Жизнь


Книга о Кузнецке

Духосветоград

 

Армейские стихи

О Любви, службе, жизни

 

Книга: Общественный Труд

Энтузиазм-это зов Сердца

 

Книга 1: Ушу и Цигун

Методическое пособие


Книга 2: Правила-Цигун

Экскурсия в мир Ушу

 

Книга 3: Практика Жизни

Цигун против пороков

 

Книга 4: Искусство - Жизнь

"18 движений монахов"


Книга 5: Путь Огня

Космогония 24 формы Тайдзицюань


Книга 6: Огнезнание - Свет

Практика Космической Мудрости


Книга-путеводитель

Высоты Кузнецкого края

 

Книга для здоровья

Оздоровительные комплексы

 

Книга "Моя Самара"

Стихопритчи о Самаре

 

Книга "Сердце Ялты"

Тайна Дарсан

Сайт ОГНЕСВЕТОЗНАНИЕ

в закладки


 

ДОБАВИТЬ НАШ САЙТ В ИЗБРАННОЕ


Лихачёв Д.С. - "Письма о Добром и Прекрасном" - Понимать Искусство (краткое содержание).

Интересные факты и вопросы об Искусстве для учащихся, студентов. Народное искусство как лучший учитель. Как воспитать художественный вкус в детях?

 

Что значит "Понимать искусство"

Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с дра­гоценным дворцом со многими залами, кото­рые тянутся бесконечными анфиладами, кото­рые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал - в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество. Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром пони­мать искусство, человек становится нравствен­но лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искус­ство даром доброго понимания мира, окружаю­щих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем с по­мощью искусства, не только живые и впечат­ляющие, но и добрые открытия. Знание дейст­вительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравст­венного значения. Гоголь писал о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой осно­ве своей нравственно именно потому, что вы­зывает в читателе, в зрителе — во всяком, кто его воспринимает, — сопереживание и сочув­ствие к людям, ко всему человечеству. Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству пер­востепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом при­общает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими... Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, добро­му, к самому лучшему в нем. Оно служит еди­нению человеческих душ». Хорошо, очень хо­рошо сказано! И ряд мыслей здесь звучат как прекрасные афоризмы.

Богатства, которые дает человеку понимание про­изведений искусства, невозможно отнять у че­ловека, а они всюду, их надо только увидеть.

А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством за­висти, с еще более мучительным чувством не­доброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении сво­его понимания искусства не может быть. Мо­жет быть только отступление назад — ^ тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Откры­лись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Как же научиться понимать искусство? Как совер­шенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?

Я не берусь давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то качество, которое мне все же представляется наиболее важ­ным в настоящем понимании искусства, — это искренность, честность, открытость к восприя­тию искусства.

Пониманию искусства следует учиться прежде все­го у самого себя — у своей искренности.

Часто говорят про кого-нибудь: у него врожден­ный вкус. Вовсе нет! Если вы пригляди­тесь к тем людям, о которых можно сказать, ^то они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и иск­ренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или оттал­киваясь от взглядов недругов. С произведени­ем искусства надо уметь оставаться «один на один».

Если в своем понимании произведений искусства вы станете следовать моде, мнению других, стремлению казаться изысканным и «утончен­ным», вы заглушите в себе радость, которую дает жизнь искусству,  а искусство — жизни.

Притворившись понимающим то, чего вы не пони­маете, вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую дает искусство, — непосредственна, как и всякая радость.

Нравится — так и говорите себе и другим, что нра­вится. Только не навязывайте своего понима­ния или, еще того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое не­возможно в искусстве, второе невозможно в на­уке. Уважайте в себе и в других свое отношение к искусству и помните мудрое правило: о вку­сах не спорят.

Значит ли это, что надо полностью замкнуться в себе и удовлетвориться собой, своим отноше­нием к тем или иным произведениям искусст­ва? «Мне это нравится, а это не нравится» — и на этом точка. Ни в коем случае!

В своем отношении к произведениям искусства не следует быть успокоенным, следует стремить­ся к тому, чтобы понять то, чего не понимаешь, и углубить свое понимание того, что уже ча­стично понял. А понимание произведения ис­кусства всегда неполное. Ибо настоящее произ­ведение искусства «неистощимо» в своих богат­ствах.

Не следует, как я уже сказал, исходить из мнения других, но к мнению других надо прислу­шиваться, считаться с ним. Если это мнение других о произведении искусства отрицатель­ное, оно по большей части не очень интересно. Интереснее другое: если многими высказыва­ется положительный взгляд. Если какого-то художника, какую-то художественную школу понимают тысячи, то было бы самонадеянным утверждать, что все ошибаются, а правы только вы.

Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают — в себе и в других. Можно стремиться понять то, что понимают другие, особенно если этих других много. Не могут же многие и многие быть просто обманщиками, если они утвержда­ют, что что-то им нравится, если живописец или композитор, поэт, или скульптор пользу­ются огромным и даже мировым признанием. Впрочем, бывают моды и бывают ничем не оправданные непризнания нового или чужого, зараженности даже ненавистью к «чужому», к слишком сложному и т. д.

Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во вся­ком понимании — научном или художествен­ном — нельзя перескакивать через ступени. К пониманию классической музыки надо быть подготовленным знанием основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии. Нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной.

Искренность в отношении к искусству — это пер­вое условие его понимания, но первое усло­вие — еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помо­гают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искус­ства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определенный момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни. Если мы знаем, что памят­ник создан в Древнем Египте, это создает к не­му историческое отношение, помогает его вос­приятию. А для более острого восприятия древнеегипетского искусства потребуется зна­ние еще и того, в какую эпоху истории Древ­него Египта создан тот или иной памятник.

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!

Как-то в Эрмитаже была выставка работавшего в России в конце XVIII —начале XIX века декоратора и строителя садов Павловска Пьетро Гонзаго. Его рисунки — главным образом на архитектурные сюжеты — поразительны по красоте построения перспективы. Он даже ще­голяет своим мастерством, подчеркивая все ли­нии, горизонтальные в натуре, но в рисунках сходящиеся на горизонте — как это и полага­ется при построении перспективы. Сколько у него этих горизонтальных в натуре линий! Карнизы, крыши.

И всюду горизонтальные линии сделаны чуть жир­нее, чем следует, а некоторые линии выходят за пределы «необходимости», за пределы тех, что в натуре.

Но вот еще одна удивительная вещь: точка зрения на все эти чудные перспективы у Гонзаго всегда выбрана как бы снизу. Почему? Ведь зри­тель-то держит рисунок прямо перед собой. Да потому, что это все эскизы театрального декоратора, рисунки декоратора, а в театре зрительный зал (во всяком случае, места для наиболее «важных» посетителей) внизу и Гон­заго рассчитывает свои композиции на зрите­ля, сидящего в партере.

Это надо знать.

Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творче­ства, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слу­шатель, читатели должны быть «вооруже­ны» — вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступи­тельные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке.

Вооружайтесь знаниями! Недаром говорится: знание — это сила. Но это не только сила в на­уке, это сила в искусстве. Искусство недоступ­но бессильному.

Оружие знания — мирное оружие.

Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понима­ния всякого искусства — как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований (вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь). Народное творчество учит понимать условность искус­ства.

Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вы­звано крайним самомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре (сравни­те хотя бы глубокую по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню), не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на севере, но и в слож­ном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приема гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа — отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным от­крытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционно­го, как итог, а не как отмена старого и накоп­ленного.

 

Интересные статьи:

О Творчестве Д.С. Лихачёва

Лихачёв Д.С. Учитесь учиться

Лихачёв Д.С. О воспитанности

Высказывания великих людей

Притчи, философские стихосказки

Книга "Мудрость любви и мыслетворчества"

Книга "Духопромысел" В. Никитин

 

Картины - Фото сайта

 

Выставки, занятия, Конференции

МИРОВЫЕ ХУДОЖНИКИ

 

Картины-РОССИЯ

Новости сайта

Стихопритчи (стихи) про Крещение Господне 2022. Что нужно знать о святой крещенской воде. Целебная Святая вода. Молитвы сердца.

Праздник Крещения в России - 19 января. Главные традиции праздника Богоявления. Святая крещенская вода: её целебные свойства. Крещенское купание: прав...
подробнее...

Агни Йога. Аллергия. Болезни во время эпидемии. Помощь при аллергии. Как содержать легкие в чистоте? О здоровом питании. Цигун. Болезни от вредоносных мыслей. Мыслительная Йога.

Грани Агни Йоги. 1956г. 987. События поспешают под знаком страшного напряжения. И никто не может сказать, куда устремится их бег. Несомненно одно: нап...
подробнее...

Высокое житие СЕРГИЯ Радонежского. Жизненный ПУТЬ Сергия. "Светильник земли русской". Пример Сердечного Духослужения.

14 мая - ДЕНЬ рождения Сергия Радонежского. Преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1392гг) не оставил после себя никаких записей. Более того, он...
подробнее...

Самодисциплина. Самоконтроль. Самоорганизация жизни. Качества духа. Овладение чувствами. Зачем нужна ответственность за мысли, слова и поступки? Мыслительная Йога.

"Жизнь для будущего как причина закладывается в обыденности дня. Следствие обыденной жизни для будущего зависит от быта и главное от Духосовершенствов...
подробнее...

Жизнь и Огненное ДУХОТВОРЧЕСТВО Елены Ивановны РЕРИХ.

12 февраля - ДЕНЬ рождения ЕЛЕНЫ Ивановны РЕРИХ. Россия. Будущее. Героическое Огненное Духотворчество. Владыка Шамбалы. Агни Йога.   При просмо...
подробнее...

Как подготовиться к рождению ребенка? Беременность и роды. Будущим родителям. Музыка, поэзия, живопись во время беременности. Духотворчество. Поведение и быт роженицы. Духомир будущей мамы и младенца.

  Этот большой раздел мы посвящаем будущим и настоящим мамочкам! Здесь вы найдёте ответы на следующие вопросы: Как готовиться к рождению ребёнка...
подробнее...

Зачем люди хотят увидеть Солнечное затмение? Опасности затмения Солнца. Макрокосмос и микрокосмос. Психическая энергия и Центры (чакры) человека. Сохраняем здоровье в дни затмений.

Мыслительная Йога (Агни Йога) - именно в дни тяжкой болезни планеты нужно преисполниться мужеством. Мыслительная Йога (Агни Йога) - устремление – лу...
подробнее...

Кредиты. "Банковские мошенники". Как избежать обмана? Чем опасны "холодные звонки". Как обманывают людей пенсионные мошенники. Не попадайтесь на рекламу товаров (услуг) по телефону!

  В последнее время участились случаи «холодных звонков», когда работник банка, либо страховой агент за 2,5 минуты телефонного разговора должен доби...
подробнее...

Творчество 21 век

 

Детям о Космосе

АУРА космоса.

 

Духомир Вечного

Афиша сайта: Сотворчество. Жизнь-Учение. Наши Издания

 

ЗАКАЗ КНИГ DVD


Аудиовидео книги  печатные книги

DVD-стихи

"Живые мысли"


DVD-стихи

"Свет в тебе"

 

DVD-аудио-стихи

Духопромысел

 

Книга

Духопромысел

 

DVD-стихи

Стихи про Космос


Книга-стихи

Свет в тебе


Книга-стихи

Живые мысли

 

Книга-сборник

Мудрость Любви


Книга-Тайна

Чудеса Жизни

 

Книга-Знания

Космическая Мудрость

 

Книга-Откровение


Практика Знаний

 

Книга 1. Агнисветопоиск

Болезни.Привычки.Здоровье

 

Книга 2. Агнисветопуть

Иеровдохновение

 

Книга 3. Агнисветоопыт

Двухполюсность. Вера. Воля.

 

Книга 4. Агнисветодух

Практика жизни для совершенствующихся.

 

Книга 5. Агнидухожизнь

Агницитаты и Агнивысказывания.

 

Книга Огнесветознание

Жизнеосознание Огнедухотворчества

 

Книга Агнидухослово

Духотворческие словосочетания

Сайт ОГНЕСВЕТОЗНАНИЕ

в закладки


 

ДОБАВИТЬ НАШ САЙТ В ИЗБРАННОЕ

Все права защищены © 2010-2017