Когда небо приходит на Землю.
В первые годы нового тысячелетия и в самый канун его наступления повсеместно стали отмечать приход в мир новых детей, детей особого строя сознания. Высказано предположение, что они в гипертрофированном виде проявляют свойства, которые заложены в человеке, но в силу особенностей нынешнего этапа цивилизации не развиваются, а постепенно человечеством утрачиваются. Современному обществу потребления не нужен широкий взгляд на мир и осознание человеком своего места в мироздании. Ему выгоден человек-потребитель, сориентированный на решение сиюминутных меркантильных задач. Новые дети приносят с собой и демонстрируют высокие способности к уяснению структуры мироздания и места в нем человека, чувство великого сострадания ко всему живому, огромный объем памяти, включающий знания о прошлых жизненных накоплениях, а также ощущениях, предшествующих рождению. С самого раннего возраста они проявляют способность к философствованию и формулируют ответы на вопросы из разряда вечных: о смысле жизни, строении мироздания, своей роли на Земле.
Как отклик на их присутствие и возникающие при этом проблемы появились специальные публикации самого разного качества – подчас крикливо-сенсационные, реже призывающие к соразмышлению. А поразмыслить действительно есть над чем, особенно перед тем, как делать скоропалительные выводы, пытаться классифицировать и давать определения тому, что еще не изучено и не осмыслено.
Обсуждая природу новых детей, нельзя не обратить внимание на то, что они выявили своим появлением в нас, взрослых. Оказалось, что, обобщая и систематизируя, давая советы, как лучше обращаться с необычными детьми, многоуважаемые взрослые не на все важные для себя вопросы сумели найти ответ, подчас оставаясь на позициях далекого донаучного прошлого.
Назвать явление – не значит его объяснить. Подмеченные новые качества новых детей следует осмыслить и понять. Конечно, название выражает отношение к явлению и дает направление ходу его осмысления, но далеко не все объясняет, порой уводя мысль в сторону. Именно для того, чтобы не уходить в сторону, не станем долго и подробно объяснять, почему нас не устраивает широко сегодня растиражированный термин «дети индиго». Отметим только одну из причин: предложенное наименование объединяет слишком разных детей, с самыми разными проблемами – от аутизма до гиперактивности, от страдающих психическими отклонениями до просто педагогически запущенных – в общем, всех, с кем попросту трудно. Общее у них только одно: это дети, и они требуют внимания.
Не оспаривая гуманность и справедливость заявленной точки зрения – все дети требуют внимания и заботы, – отметим, что за ней теряется важная проблема, которую авторы, предложившие термин «дети индиго», заявили: в мир приходят дети с новыми свойствами, они видят свои жизненные задачи по-новому.
Новизна их подходов к восприятию действительности состоит в том, что на них не действуют навязываемые стереотипы массовой культуры, которые призваны защитить интересы общества потребления. Они не становятся жертвами рекламы. Это свойство помогает им уберечься от меркантильно настроенных взрослых, готовых делать деньги на демонстрации необычных качеств, связанных с их тонкой интуицией и повышенной чувствительностью. В искусстве они отдают предпочтение высокой классике, игнорируя попсу и формалистические выверты, лишенные глубины и духовности. Они изначально имеют высокие установки, обостренное чувство справедливости, врожденную развитую нравственность.
Согласно публикациям, заговорить о новых детях заставил их массовый приход в мир. Надо ли понимать, что на свет появилось много Моцартов и Пушкиных? Вовсе нет. Но совершенно очевидно, что дети в своей массе изменились. Они стали более подвижны и агрессивны. Они отказываются говорить почти до трех лет, хотя знают к этому времени все буквы, – просто не видят достойных собеседников. Это следует из повседневных наблюдений учителей, воспитателей, родителей. У детей изменилась энергетика, их проблемой стало неумение отпущенной энергией пользоваться и управлять, а также частое бессилие взрослых квалифицированно в этом помочь. Детская агрессивность, по наблюдениям специалистов проявляющаяся уже в 2–3 года, связана с отсутствием должного объема и качества информации и легко снимается, когда новый ребенок получает ее в достаточном количестве. Но и здесь взрослые не всегда находятся на должном уровне, будучи не в состоянии понять, чего, собственно, надо этим несносным взбесившимся малолеткам.
Появились дети, которые рассказывают о своих прошлых жизнях, об опыте жизни до рождения. Легче и преступнее всего отнести такие высказывания к разряду психических расстройств. Еще проще и гораздо безопаснее причислить их к всегда имевшим место детским фантазиям, что и делают многие мамы. Сложнее дать себе труд разобраться, что за явление перед нами. Наиболее ясно и квалифицированно его объясняют нейрофизиологи, специалисты по высшей нервной деятельности и состояниям измененного сознания. Они утверждают, что дети рассказывают об опыте, который, безусловно, в их жизни был, находя для его передачи наиболее адекватные понятия и приемлемый язык. Главная проблема здесь – откуда берется, откуда приходит к ним знание непознанного: считывают ли они эти сведения и синтезируют их, преображая в новое, из окружающего их довольно агрессивного и перегруженного информационного пространства, или умеют выходить в сверхсознание (термин, не признаваемый официальной наукой). Чем дальше человек от науки, тем легче он пускается в рассуждение о том, что такое сверхсознание и как именно оттуда можно считывать информацию. И тем более интересно, как объясняют это сегодня ученые.
У сегодняшних детей изменяется тип сознания: на смену системно-структурному типу, которым в большинстве обладают наши современники, приходит системно-смысловое сознание. Нельзя сказать, что этот тип до сих пор отсутствовал вовсе. Он, безусловно, был присущ мыслителям, которых интересовала целостная концепция мира. Но теперь ориентация на конечную цель, на смысл последовательных умозаключений присуща детскому и даже младенческому сознанию. На смену традиционному детскому вопросу «почему?» все чаще приходит вопрос «зачем?». Теперь малыш, которому предлагается, играя, ловить магнитом, закрепленным на удочке, рыбок из картонного аквариума, следит за тем, как это делает взрослый, а потом берет рукой рыбку и насаживает ее на магнитный крючок. Ведь так проще и быстрее. Он не станет вылавливать рыбок игрушечной удочкой, если ему скажут, что цель игры в том, чтобы всех их добыть из аквариума. Эту цель можно достичь и по-другому. Но если ему объяснить, что такая игра развивает ловкость, умение совершать искусные тонкие движения, он, может быть, игрой и займется, если посчитает названные умения для себя важными.
В школьной практике такие мыслители не всегда оказываются понятыми, поскольку все чаще на заданный вопрос, подчас даже не до конца прозвучавший, они дают молниеносный ответ, на предложенную математическую задачу – скорое ее решение. А на предложение учителя расписать решение по действиям отвечают отказом и честно признаются, что не знают, как получили ответ. «Я уже забыл, как это сделал. Но ведь ответ правильный?!» Обычно учитель в подобных случаях высказывает сомнение в самостоятельности мыслительных операций такого ученика. В современных публикациях о новых детях проскальзывает цифра – 98 процентов детей сегодня рождается с новыми качествами. Думаю, что цифра далека от реальности, а утверждение, связанное с ее использованием, безответственно. Если бы новых детей было 98 процентов, не было бы проблем в классах, где их третируют и бьют. Все бы друг друга понимали.
Книги о новых детях
Одно из первых изданий на российском книжном рынке, которые ставят проблему появления новых детей, – двухтомник, составленный Ли Керролл и Джен Тоубер, – «Дети индиго».
В этом сборнике собраны наблюдения и размышления родителей, психологов и педагогов, столкнувшихся с проблемами вхождения новых детей в мир старых мерок и ценностей. Здесь дается объяснение названию «индиго», которое используется для обозначения новых детей. Оно берет начало от синих тонов, которые, по свидетельству людей, обладающих сверхчувствительными способностями, проявляются в цвете их ауры, и не является единственным.
В двухтомнике есть разделы «Кто такие дети индиго», «Духовные аспекты феномена индиго», «Медицинские аспекты проблемы», «Взрослые индиго», «Внутренний ребенок». На материалы этого издания ссылаются авторы многих публикаций, их сочувственно или полемически цитируют. Из статьи в статью кочуют сформулированные авторами-составителями двухтомника советы о том, как строить отношения с новыми детьми. Приведем их и подумаем, не ко всем ли детям вообще они относятся:
1. Обращайтесь с Детьми индиго уважительно. Приветствуйте их появление в вашей семье.
2. Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.
3. Всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось!
4. Никогда не унижайте их – никогда!
5. Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-то инструкции. И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо – вроде «потому, что я так сказал»? Если да, то вернитесь к своим инструкциям и измените их <…> Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми – вроде «потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня жутко устала». Честностью завоюйте их сердца. Сначала они будут думать о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять.
6. Сделайте их своими партнерами в их собственном воспитании. Хорошенько подумайте об этом аспекте!
7. Пока они еще очень малы, объясняйте им все, что вы делаете. Они не всегда поймут вас, но почувствуют образ ваших мыслей и ваше к ним уважение. Это может произойти даже до того, как они научатся говорить.
8. Если у них появились серьезные проблемы, прежде чем начать лечить их с помощью лекарственных средств, устройте им тестирование.
9. Ваша поддержка их действий должна выражаться прежде всего в формировании у них чувства безопасности. Избегайте порицания и критики по отношению к ним. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивыми к вашим словам – и удивят вас. А затем можете отпраздновать победу вместе! Не заставляйте их достигать чего-либо, но позвольте им действовать с воодушевлением.
10. Не говорите им, кто они сейчас или кем они станут впоследствии. Они знают это лучше вас. Позвольте им самим решать, что им интереснее. Не заставляйте их продолжать вашу династию и не приобщайте их к семейному бизнесу только на том основании, что так поступали несколько поколений в вашей семье. Такой ребенок останется абсолютно глух к этим аргументам.
«Три ключа»
С 1997 года педагогическое объединение при Международном Центре Рерихов издает ежегодник «Педагогический вестник: Три ключа», берущий свое название из обращения Е. Рерих к молодежи, в котором звучал призыв открывать для себя мир с помощью трех ключей – Любви, Красоты и Знания.
Формулируя принципы гуманной педагогики, Ш.А. Амонашвили подчеркивает: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высшая духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека».
Что такое крылья души, или Разумная духовность
Что же нового удалось выяснить ученым о природе новых детей за шесть лет, прошедших после конференции «Новый человек. Новая эпоха»? Институт комплексных социальных исследований Санкт-Петербурга и Институт человековедения в Москве утверждают сегодня одно и то же: регистрируется появление детей с антропными изменениями, другими словами, на наших глазах появляются люди новой расы. Для того чтобы понять, что так оно и происходит – наряду с одной расой возникает и развивается другая, – достаточно вспомнить находку под г. Владимиром, когда был вскрыт древний могильник, в котором найдены останки двух вместе похороненных детей, один из которых был неандертальцем, другой – представителем вида Homo sapiens.
Регистрируемые антропные изменения проявляются в следующем. Стали рождаться дети, способные с самого начала фиксировать взгляд. У них отсутствует так называемое «перевернутое» зрение, свойственное прежним младенцам. Они способны не только со дня рождения следить за перемещающимся предметом, взгляд их, по оценке взрослых, осмыслен. Взрослея, такие дети демонстрируют умение и желание смотреть прямо в глаза человеку, с которым общаются. Не всем взрослым нравится такое свойство, многие видят в нем некий вызов, даже если ребенок улыбчив и дружелюбен. На сегодня не существует статистики, дающей представление о том, сколько детей с врожденной способностью к фиксации взгляда появляется на свет, каков их процент относительно всех новорожденных. Проблема ждет своего исследователя.
Второе замеченное качество – попытка новых детей исключить из своей жизни период ползания. Такие дети сразу же стремятся к передвижению с опорой на руки и ноги в позе циркуля.
Неизвестно, как именно проявляемые свойства связаны с работой мозга, но ученые Института физиологии и высшей нервной деятельности, профессионально занимающиеся проблемой, утверждают, что новые дети появляются с равным образом развитыми полушариями головного мозга, тогда как обычно у человека одно из полушарий развито в большей степени, откуда берет начало деление на физиков и лириков, предрасположенность к точным или гуманитарным знаниям. Равная развитость полушарий не отменяет предрасположенности к одной из областей деятельности, но благоприятствует разносторонним способностям. Новые дети могут и составлять математические задачники, и одновременно побеждать на конкурсе молодых музыкантов-композиторов. Специфика строя их головного мозга способствует формированию так называемой оси сверхсознания: они сами не знают, откуда черпают знания о мире, и охотно ими делятся, стремятся к их передаче.
Их особенность – целостное восприятие мира, объяснять которое становится нецелесообразным с точки зрения изучения отдельно взятой работы мозга или специфики строения сердечной мышцы. Целостное восприятие доступно только целостной личности, у которой в равной степени развиты интеллект и сердце, которая обладает высокой чувствительностью и волей к воплощению своих замыслов. Проявленными качествами развитого сердца оказываются альтруизм и самоотверженность, нацеленность на помощь ближним.
В противовес предложенным западным подходам в определении качеств новых детей мы сформулировали те критерии, которые нам кажутся важными при выявлении носителей нового сознания:
1. Развитый интеллект в сочетании с развитой природной нравственностью. Альтруизм, самоотверженность как качества развитого сердца.
2. Ищут способ передать свои знания. Не передают их тем, кто, по их мнению, не способен понять то, о чем они говорят.
3. В сложной ситуации не ломаются. В самых безысходных ситуациях находят силы, чтобы собраться и восстановиться. Знают, чего хотят. Проявляют волю, несговорчивость при поиске способов реализации своих замыслов.
4. Целостность восприятия мира.
5. Светимость. Рядом с ними чувствуешь себя легко.
6. Ощущение связи с Высшим.
7. Нацеленность на сотрудничество.
8. Несогласие с негативным финалом, стремление исправить ситуацию.
9. Одержимость свободой.
10. Искренность (проявленность внутреннего ребенка).
11. Обладание энергией, с которой порой не могут справиться. Их необходимо учить управлять энергией, заземляться.
12. Любят действие – походы вместо сидячих игр.
13. Сверхчувствительность, близкая к экстрасенсорике.
Отмеченные качества могут быть присущи тому или иному ребенку в разном наборе и в разной степени проявленности. Обсуждение проблемы продолжается. Не исключено, что проявленных качеств окажется больше – конкретные наблюдения помогают осознать и осмыслить все новые аспекты проблемы новых детей.
Сегодня многие педагоги учатся говорить с детьми о самом важном, связанном со смыслом человеческого существования. Такие беседы приводят к поразительным результатам: дети открывают кладези принесенной в мир мудрости.
Подытоживая размышления о противоречии между новым сознанием детей и старыми проблемами взрослых, приходим к старой, как мир, истине. Если мы хотим достичь успеха на пути к новой педагогике, определить новые принципы отношений с детьми и к детям, нам придется придерживаться золотой середины: не торопить ростки нового, проявлять терпение, и не притормаживать стремительное развитие, чтобы не пропустить сроки; не замалчивать того нового, с чем мы встречаемся в воспитательной практике, и не делать из него сенсацию, а терпеливо и вдумчиво пытаться все это осмыслить. Одним словом, мы должны признать, что у нас, взрослых, в этой ситуации есть только один путь: не просто проявить всю чистоту и нравственность, на какую мы способны, но и превзойти себя, преобразиться – вот к чему взывает явление в мир новых детей. Категории нравственности не могут оставаться пустыми словами, присущими демагогическим воззваниям, они должны стать принципами повседневной этики.
Источник: «Культура и время» № 2 (20), 2006г
Предлагаем полезные статьи:
Дети Будущего. Дети нового сознания.
Интересная информация детям, школьникам, учителям.
Психология учителя, воспитателя, няни (гувернантки), родителей.
Стихопритчи о Культуре для детей.
Притчи, стихосказки для детей.
Этика Сердца. Высказывания, стихопритчи.
Всё самое интересное про астрономию.
Мастерская психолога. В помощь воспитателю, родителям.
|